ДЕЛЬТАПЛАН

Планирование дельтаплана. Прямолинейное и равномерное движение дельтаплана, при котором его масса * уравновешена полной аэродинамической силой, называется планированием. Угол, образованный траекторией планирования и линией горизонта, называется углом * Здесь и далее под массой дельтаплана понимается его полный полетный вес, т. е. масса аппарата плюс масса спортсмена. (Прим. авт.). планирования ? (рис.44). Рассмотрим силы, действующие на дельтаплан при планировании. Силу тяжести (вес) G разложим на две составляющие: внаправлении, перпендикулярном траектории движения G?cos?, ивнаправлениивдольтраекториидвижения дельтаплана G?sin ?. Разложимполную аэродинамическую силу на подъемную силу Y, уравновешивающую силу G?cos ? (чем обеспечивается прямолинейность движения), и на силу лобового сопротивления Q, уравновешивающую силу G?sin ? (что обеспечивает постоянство скорости движения по траектории), т. е. уравнения движения центра тяжести дельтаплана при планировании будут иметь вид: Y=G •cos ?, Q =G •sin?. Равнодействующая сил Y и Q, т. е. полная аэродинамическая сила R, при планировании всегданаправленавверхиравнаполетному весу дельтаплана R=G. Скорость полета, необходимая для создания подъемной силы, равной составляющей веса G ?cos? на данном угле атаки, называется скоростью планирования. Скорость планированияможноопределитьизуравнений 2 V=G • cos? и Y = CY ??V ? S ,2 2G т. е. V = ? cos? , C ??? S y прималыхуглахпланирования cos? ? 1, откудаполучим Изэтогоследует, чтосувеличениемнагрузкинакрыло (р=G/S) скоростьпланирования увеличивается. С подъемом на высоту плотность воздуха ? падает, поэтому скорость планирования также увеличивается. С увеличением угла атаки коэффициент подъемной силы Су увеличивается, аскоростьпланированиябудетуменьшаться. Рис. 44. Схема сил, действующих на дельтаплан при планировании Дальностью планирования L называется расстояние, проходимое дельтапланом относительно земли с данной высоты Н (рис. 44), угол между силами Y и R равен углу планирования ? и ctg?=Y/Q , но Y = K , т. е. ctg? = K. Q Отсюда следует, что угол планирования ? зависит только от аэродинамического качестваинезависитотмассыдельтаплана. Очевидно, что L ctg?= , H и, принимаявовнимание, что ctg? = K, получим L = K или L = H • K. H Следовательно, дальность планирования увеличивается с увеличением аэродинамического качества и высоты полета. Наибольшая дальность может быть достигнута при полете на наивыгоднейшей скорости, так как в этом случае аэродинамическое качество имеет максимальное значение. Масса дельтаплана, что следует из формулы L=H?K, на дальность планированиянеоказываетвлияния. Этивыводысправедливыприполетевштиль. При наличии ветра дальность полета изменяется. Движение дельтаплана при ветре состоит из движения его относительно воздуха H?K и перемещения его воздухом относительно земли со скоростью ветра W?t. Дальность планирования в этом случае определяется по формулам: L = H • K + W • t ? припопутномветре; L = H • K ? W • t ? привстречномветре, где, t – времяпланированиясданнойвысоты (с), W – скоростьветра (м/с). При наличии ветра масса пилота оказывает некоторое влияние на дальность планирования. При попутном ветре дальность с увеличением полетного веса будет меньше, так как вследствие увеличения скорости планирования уменьшается время планирования, а следовательно, и время действия попутного ветра. При встречном ветре, наоборот, с увеличением полетного весадальность планированиябудетбольше, чемпри нормальномполетном весе, так как вследствие уменьшения времени планирования уменьшается время действия встречноговетра. Вертикальная скорость планирования. Высота, которую дельтаплан теряет при планировании за единицу времени, называется вертикальной скоростью планирования, или скоростьюснижения Vy. Из подобия двух треугольников (см. рис. 44), образованных стрелками, изображающими скорости движения, следует, что отношение подъемной силы к силе лобового сопротивленияравноотношениюпоступательнойскорости Vx кскоростиснижения Vy: YV


  

17.09.03
Hosted by uCoz