Дельтапланы

Вас давно мучает вопрос о том, как же все-таки устроен дельтаплан? Вам интересно из чего он сделан? Как и почему он летает? Вы хотите при случае блеснуть знаниями в этой области? Тогда читайте дальше, и когда вы придете с друзьями туда, где летают дельтапланеристы, то с видом знатока, потерев пальцами кромку паруса и прищелкнув языком, сможете заметить: «У-у-у... дакрон».

F.A.Q.

Все или почти все, что вы хотели знать о дельтапланеризме, но боялись спросить.

  • О! А это что за штуковина?
  • Сколько весит дельтаплан?
  • Как им управляют?
  • Сколько стоит?
  • Как набирать высоту?
  • Какие способы старта существуют?

О! А это что за штуковина?

Дельтаплан Стажер-146

Дельтаплан! Дельтаплан - это сверхлегкий безмоторный балансирный планер, позволяющий стартовать и садиться при помощи ног пилота. Дельтаплан дает возможность продолжительное время находится в воздухе, набирая высоту в восходящих потоках, и пролетать многие десятки километров. И при всем при этом он дарит ни с чем не сравнимую радость свободного полета!

Сколько весит дельтаплан?

Масса современного спортивного дельтаплана составляет порядка 32-35 кг. Учебные дельтапланы несколько легче своих старших собратьев и имеют массу около 25 кг.

Как им управляют?

Дельтаплан относится к балансирным планерам, то есть является безмоторным летательным аппаратом, управление которым осуществляется путем перемещения центра тяжести системы «пилот-аппарат». При перемещении пилота вперед относительно ручки управления центр тяжести пилота, а значит и всей системы «пилот-дельтаплан», также смещается вперед - дельтаплан начинает набирать скорость. Чтобы уменьшить скорость полета пилот перемещается относительно ручки управления назад, увлекая назад свой центр тяжести и центр тяжести всей системы. Перемещаясь влево, пилот заставляет дельтаплан крениться и поворачивать в ту же сторону, и наоборот, чтобы повернуть направо, нужно сместиться относительно ручки управления вправо.

Сколько стоит?

Новый спортивный мачтовый дельтплан СНГ-шного производства обойдется приблизительно в 1300-1900$, за безмачтовый придется выложить в среднем от 2500 до 2800$. Новый учебный аппарат будет стоить от 700 до 1200$. Названные цены очень приблизительны и могут существенно варьироваться в зависимости от места и способа изготовления (заводской, самодельный), а также от материала обшивки (дакрон, лавсан).

Помимо этого существует достаточно большой вторичный рынок, где можно приобрести подержанные дельтапланы. За учебный лавсановый аппарат в хорошем состоянии просят от 200-250$, за дакроновый - от 400$. Вполне приличный спортивный аппаратик можно приобрести за сумму от 500$ (дакрон, мачтовый). Верхняя планка цен на подержанную технику вплотную приближается к «новым» ценам (меньше налет, лучше вид и т. д.). В любом случае, к выбору подержанного дельтаплана надо подходить строго индивидуально, имея в консультантах более опытного помощника.

Как набирать высоту?

Дельтаплан не имеет двигателя, поэтому относительно воздуха он всегда снижается (планирует). Набор высоты возможен лишь в том случае, когда окружающий воздух поднимается вверх быстрее, чем дельтаплан снижается. Существует два основных типа восходящих потоков воздуха, в которых дельтаплан может набирать высоту: термические потоки и динамические потоки обтекания.

Термические потоки (термики) являются следствием солнечной активности. Из-за неоднородности земной поверхности воздух над различными ее участками прогревается по разному. Объем воздуха, имеющий более высокую температуру, чем температура остального воздуха, имеет меньшую плотность и поэтому стремится подняться вверх.

Динамические потоки обтекания образуются на наветренных склонах гор и холмов. Это происходит потому, что встретив на своем пути препятствие часть воздуха вынуждена обтекать его сверху, поднимаясь вверх по наветренной части.

Какие способы старта существуют?

В горной и холмистой местности старт, как правило, выполняют с ног - пилот взлетает, разбегаясь вниз по склону. В равнинной местности приходится использовать так называемые средства механизированного старта (СМС), в качестве которых выступают активные и пассивные лебедки, или получать начальную высоту путем аэробуксировки за мотодельтапланом или специальным самолетом-буксировщиком.

На чём ДОЛЬШЕ можно продержаться в воздухе начав свободный полёт на одной и той же высоте без восходящего потока, на дельтаплане или на параплане?

Различие параплана и дельтаплана в минимальной скорости снижения, а именно она определяет максимально возможное время полета в неподвижном воздухе, зависит от множества нюансов. В первую очередь она зависит от аэродинамического совершенства конструкции (надо заметить, что в этом дельтаплан выигрывает у параплана по умолчанию), а, следовательно, и класса аппарата. Если интересуют именно минимально возможные скорости снижения, то следует рассматривать летательные аппараты, предназначенные для опытных пилотов и для участия в соревнованиях (DHV 2-3, DHV 3), которые абсолютно не подходят для первоначального обучения. В этом случае среднее значение минимальной скорости снижения (по данным производителей) для парапланов находится на уровне 0,90 м/с, а для дельтапланов - на уровне 0,85 м/с. То есть дельтаплан может продержаться в воздухе дольше. Здесь следует оговориться, что на практике практически невозможно произвести точные замеры аэродинамических характеристик, так как невозможно найти абсолютно спокойный воздух. Поэтому указанным производителями цифрам не следует безоговорочно доверять. Сказывается на минимальной скорости снижения и физическое состояние крыла, то есть его износ.

В реальности же, исходя из практического летного опыта, при одинаково штилевых и безтермичных условиях и при старте с одной высоты дельтаплан на самом деле держится в воздухе несколько дольше параплана.


P.S. Если вы хотите знать ответ на незатронутый здесь вопрос, то пишите нам, и мы ответим на него и по e-mail, и в этой рубрике.


  

17.09.03
Hosted by uCoz