ЭВОЛЮЦИЯ КРЫЛА ДЕЛЬТАПЛАНА

Оказалось возможным уменьшить купольность до 1,5’2°, увеличить угол при вершине каркасаприблизительнодо 110° иудлинение до 5 безухудшенияпродольнойипоперечной устойчивости. Качествовозрослодозначений K=6’7. Дальнейшее увеличение удлинения привело к уменьшению длины купола по килевой балке, а это, в свою очередь, – к увеличению чувствительности по управлению в продольном направлении (рис. 41). Рис. 41. Схема дельтаплана с концевыми хордами и повышенным удлинением Для повышения продольной устойчивости без изменения геометрических параметров был применен профилированный S-образный килевой карман, который, кроме того, является дополнительной поверхностью, повышающей путевую устойчивость. При порывах ветра улучшаются демпфирующие свойства крыла за счет перераспределения купольности (рис. 42). Рис. 42. Установка килевого кармана и его работа по демпфированию кренов Другим решением, направленным на повышение аэродинамического качества, являются мероприятия по улучшению распределения воздушной нагрузки по размаху крыла. Оказалось рациональным увеличение площади концевых частей. Для поддержания в этих местах формы купола начали применять радиальные латы. Таким образом стало возможным устранить излишнюю крутку, а также увеличить угол при вершине каркаса и уменьшить купольность почти до 0°. При этом поперечная устойчивость обеспечивается, и срыва потока по концам крыла в достаточно большом диапазоне углов атаки не наблюдается (рис. 43). Используя специальный раскрой купола, можно задавать ему определенную форму профиля. Профилирование купола в сочетании с наддуваемыми скоростным напором боковыми карманами значительно увеличило несущие свойства и аэродинамическое качество крыла. Появилась возможность увеличить удельную нагрузку, что, в свою очередь, позволило сохранить эффективность балансирного управления при больших размахах крыла (K=8’10). Однимизвариантовдельтапланавысокогоклассаявиласьсхемабезпоперечнойбалки. Отсутствие поперечной балки, создающей значительное сопротивление, дало некоторый выигрыш в аэродинамическом качестве, однако появилось заметно большее количество тросовых растяжек, также создающих вредное сопротивление. Угол при вершине каркасау такихаппаратовсоставляет 130–140°, напримердельтаплан «Грифон» (рис. 198). Применение обтекателя верхней передней кромки улучшило качество поверхности крыла, что позволило несколько повысить аэродинамическое качество и уменьшить скоростьснижения, напримердельтапланы «Славутич-спорт», «Атлас» (рис. 200, 203). Расположение поперечной балки внутри бокового кармана исключило значительную часть сопротивления без увеличения количества тросов, например дельтаплана «Комета», «Азур» (рис. 204). Дальнейшее улучшение характеристик дельтапланов достигалось исключением из конструкции мачты и верхних тросовых растяжек, например заменой их функций обтекаемымибоковымиподкосами, дельтаплан «Файрбёд-СХ» (рис. 205).


  

17.09.03
Hosted by uCoz