Рис. 31. Срыв потока на больших углах атаки
Стреловидное крыло, каким является крыло дельтаплана, имеет некоторые особенности, отличающие его отпрямого. Поток воздухаподходит
кпереднейкромкеподнекоторымугломв (рис. 32).
Рис. 32. Разложение скорости потока, обтекающего стреловидное крыло
Скорость потока V можно разложить на нормальную
к передней кромке V?cos? и касательную V?sin?. Касательная составляющая вызывает движение пограничного слоя по направлению от центра к концевым частям крыла, благодаря чему происходит перетекание пограничного слоя из средней части крыла и накопление его на концах крыла. Это накопление (набухание) пограничного слоя ускоряет преждевременный срыв потока с концов стреловидного крыла при увеличении углов атаки, что приводит к сваливанию на крыло и входу дельтаплана в штопор. Для предотвращения концевого срыва применяют отрицательную геометрическую крутку, уменьшающуюуглыатакиконцевыхчастейкрыла.
Геометрические параметры гибкого крыла оказывают заметное влияние на его аэродинамические характеристики. Наклон кривой Cy = f(?) (см. рис. 30) зависит от удлинения крыла ?. При уменьшении удлинения величина наклона кривой уменьшается, а критический угол атаки ?кр будет увеличиваться, так как при малых удлинениях крыла будут
иметь место значительные, по сравнению с крыльями больших удлинений, перетекания воздуха из-под крыла на его верхнюю поверхность через концевые части крыла. Этим в основном объясняется различный вид зависимостей Cy = f(?) дляпланера (? = 10 ’ 25) идельтаплана ? = 3 ’10).
Максимальное значение коэффициента подъемной силы Суmax в первую очередь зависит от кривизны профиля. С увеличением кривизны Суmax возрастает. Коэффициент максимальной подъемной силы также увеличивается с увеличением угла при вершине каркаса (уменьшениемугластреловидности).
Теперь рассмотрим общее аэродинамическое сопротивление дельтаплана, которое складываетсяизсопротивлениядельтапланаисопротивленияпилота. Q = Qд/п + Qпилота или Cx = Cx д/п + Сx пилота.
Зависимостькоэффициентауглаатаки представленанарис. 33 (дельтаплана «Славутич-УТ1»).
|