ПЛАНИРОВАНИЕ
После отрыва от земли и набора скорости вы переходите на режим планирования. На этапе обучения лучше поддерживать скорость немного большую, чем скорость минимального снижения. Запас скорости необходим для лучшей управляемости и устойчивости вашего аппарата.
Отдавая ручку управления, вы увеличиваете угол атаки, при этом скорость дельтаплана уменьшается.
Перемещая ручку управления к себе, вы уменьшаете угол атаки, а скорость при этом увеличивается.
Эти движения нужно делать плавно и на небольшую величину. При наличии ветра угол планирования, а соответственно и дальность полета будут меняться. (См. «Теория полета дельтаплана».)
Контрольскорости можетосуществлятьсяпонесколькимпризнакам:
пошумуветравушах,
поположениюрулевойтрапецииотносительнотела,
поповедениюаппарата,
поуказателюскоростиилиуглаатаки.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИВЫКАЙТЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ СКОРОСТЬ ПО ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗЕМЛИ. ЭТО ОЧЕНЬ ГРУБАЯ ОШИБКА.
Рассмотримпризнакиувеличенияиуменьшенияскорости.
Скоростьуменьшается:
-стихаетшумветравушах;
-аппарат начинает резко снижаться, т. е. он переходит на режим парашютирования (не путатьспикированием);
-вполетеаппаратстановитсянеустойчивымпокрену;
-ручка трапеции ушла вперед от нормального полетного положения. На каждом аппарате для определенного интервала масс спортсменов положение ручки в нормальном режиме полета точно определено. Запоминайте это положение по отношению к телу при полетах ваших товарищей, отработайте его на тренажере и в полете, контролируйте это положение (рис. 180).
Рис. 180. Контрольскорости по положению ручки руле-вои трапеции: а-нормальная скорость; б-скорость мала; в-скорость велика
Скоростьувеличивается:
-усиливаетсяшумветравушах;
-ручкатрапецииушланазадотнормальногополетногоположения.
Ошибки, их последствияи действия по устранению
Потеря скорости. При высоте менее 5 м активно устраняйте возникающие крены и приготовьтесь к приземлению на режиме парашютирования. Имейте в виду что парашютированиесвысотыболее 5 мопасно
При высоте более 10 м возьмите плавно ручку управления на себя, наберите скорость, а передпосадкойотдайтеручку (рис. 181).
Рис. 181. Траектория дельтаплана при потере скорости
Пикирование. В этом случае плавно отдайте ручку управления до перехода дельтаплана внормальныйрежимполета. Вслучаеесливысотамала, ручкуотдавайтерезко.
Сваливание на крыло и переход в штопор. Если при первых признаках потери скорости ваши действия были недостаточно правильными и активными, то дальнейшая ее потеря приведет к срыву потока на крыле, сваливанию на крыло (при малой высоте) и переходу в штопор (прибольшойвысоте).
Выход из данной ситуации более сложен, так как необходимо управлять своим дельтапланом как по крену, так и по углу атаки. Сваливание на крыло чаще всего ведет к развороту на склони падению на него (рис. 182). Вданнойситуации действуйте следующим образом: не теряйтесь, возьмите плавно ручку управления на себя (для набора скорости) и переместите тело в сторону, противоположную крену. При наличии запаса высоты, правильных действиях вы можете успеть набрать необходимую скорость и вывести свой дельтаплан в нормальный режимполета.
|