ЭКСПЛУАТАЦИЯИРЕМОНТДЕЛЬТАПЛАНА
Правильной эксплуатацией будет такая, которая обеспечивает наиболее длительное сохранениезаложенныхвлюбуюконструкциюсвойствихарактеристик.
Приэтомнедолжныдопускаться:
-поломки и повреждения конструкции не только при полетах, но и при сборке, разборке и транспортировке;
-коррозия (гниение) прихранении;
-утеряотдельныхчастей.
Некоторые эксплуатационные характеристики закладываются еще в стадии проектированияистроительствадельтаплана. Сюдаможноотнести:
1. Защиту труб от коррозии изнутри. Для этого следует очистить внутреннюю поверхность труб и покрыть ее смазкой. Не следует заглушать концы труб пробками с двух сторон. Полную герметичность таких заглушек обеспечить трудно, к тому же в трубах имеются отверстия. Всеэтоприводиткнакапливаниювлаги, избавитьсяоткоторойбудетвесьматрудно.
2. Изготовление деталей из коррозионно-стойких материалов, обладающих необходимой прочностью.
3. Конструктивное обеспечение однозначной сборки спортсменами любой квалификации, т. е. четкую маркировку стыкуемых деталейи узлов, заделку всехлишних и незадействованныхотверстий, маркировку правыхилевыхдеталей, переднихизаднихтросовит. д.
4. Правильный выбор конструкции стыков труб, заделки тросов в соответствии с нормамипрочности.
5. Изготовление чехлов для переноски и хранения разобранного дельтаплана. Все съемныеузлыидеталидолжныхранитьсявспециальноммешкеилисумкетипаинструментальной из воздухопроницаемой ткани. При наличии в клубе нескольких дельтапланов каждый чехол, сумкаизодногокомплектадолжныиметьодинаковуюмаркировку.
6. Конструктивно все крепежные элементы дельтаплана должны стопориться с применением минимального количества инструмента, а лучше всего от руки. При этом должна быть обеспечена надежность и контровка соединений. Не применять для сборки и разборки случайного, непредусмотренногодляданныхцелейинструмента.
К числу эксплуатационных критериев относится транспортирование дельтаплана. При этомнеобходимособлюдатьследующиеусловия.
1. Купол необходимо переносить отдельно от металлических деталей, уложенным в сумку или рюкзак. Следить, чтобы с ним рядом не находились острые и режущие предметы. Чехол с трубами необходимо переносить с соблюдением мер, исключающих образование на них вмятиниизгибов.
2. При переноске дельтаплана в собранном видеследитезанаправлениемветра.
3. Переноску пакета с трубами осуществлять так, чтобы обеспечить безопасность окружающих при проезде общественным транспортом (при переноскеегонаплечезаднийконецдолжен быть выше переднего инаходитьсянавысотенеменее 2 м) (рис. 166).
Рис. 166. Переноска дельтаплана в чехле: а – неправильно; б – правильно
При входе и выходе из транспорта пакет держите вертикально. При входе заносите первымверхнийконец, привыходе – нижний.
Сборка дельтаплана. Сборку можно производить в следующей последовательности:
1. Соедините все продольные (килевуюибоковые) трубы. Проверьте правильность их стыковки по маркировке.
2. Такимжеобразомсоединитетрубыпоперечины.
3. Соберите рулевую трапецию и присоедините кнейнижниерастяжки.
4. Положите на землю рулевую трапецию кронштейном стыковки вперед, положите
на неепоперечнуюбалкуисверхупродольныетрубы.
5. Сдвиньте продольные трубы и наденьте на них купол. Следите, чтобы концы труб не порваликуполиневышлиизотверстийвкарманахдлябоковыхтруб.
6. Соединитекаркасцентральнымузлом, установитемачту сверхнимирастяжками.
7. Разведитебоковые трубыи соедините их с поперечинойбоковымиузлами. Закрепите у боковыхузловверхниеинижниерастяжки.
8. Закрепите на заднем конце килевой балки нижние задние и верхнюю растяжки. Закрепите килевойкарманкупола.
9. Закрепитекуполпоконцамбоковыхтруб. Установителаты.
10. Поднимите дельтаплан за нос, отведите вперед рулевую трапецию и закрепите вместе скуполомпередниерастяжки (верхнююипередниенижние).
11. Натяните с помощью тендеров или других натяжных элементов продольные и поперечныерастяжки. Законтритеих.
12. Закрепитекверхнимрастяжкамкилевойкарман.
13. Обойдите дельтаплан и проверьте правильность сборки, надежность крепления и кон
тровки (см. раздел «Тренажнаяподготовка»).
|