ЭКИПИРОВКАДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТА
Экипировкадельтапланериставключаетвсебя:
1. Подвеснуюсистему
2. Шлем
3. Ботинки
4. Комбинезон (илибрюкиикуртка)
5. Перчатки
6. Налокотникиинаколенники.
Подвеснаясистема
Подвесная система может быть двух типов: горизонтальная (лежачая) и вертикальная (сидячая).
Горизонтальная подвесная система обеспечивает большой диапазон изменения угла тангажа и меньшее аэродинамическое сопротивление пилота, чем вертикальная подвеска. Наличие лямок для ног («стремян») позволяет улучшить комфортные условия при длительныхполетах (рис. 162, 163).
Рис. 162. Типы подвесных систем
Рис. 163. Положение пилота при горизонтальной подвесной системе
Для первоначального обучения горизонтальная подвесная система должна обеспечивать «проскакивание» пилота при опущенном носе аппарата без касания земли в случае неудачной посадки. Для этого необходимо отрегулировать высоту подвески пилота таким образом, чтобы расстояние от ручки рулевой трапеции до пилота в горизонтальном положении аппарата было равно 10 – 25 см. В случае если расстояние от носового узла до точки подвески пилота мало (при большом носовом угле каркаса), необходимо сделать выносную штангу или подвязать к хвостовой части киля (балки) нижнюю часть подвесной системы, для того чтобы обеспечить «проскакивание» пилотабезкасанияземли (рис. 164).
Рис. 164. Обеспечение «проскакивания» пилота при опущенном носе дельтаплана без касания земли
Необходимо при конструировании горизонтальной подвесной системы учитывать возможность перехода из вертикального положения в горизонтальное и обратно (при посадке). К недостаткам горизонтальной подвесной системы можно отнести сложность изготовления и необходимостьиндивидуальнойподгонкикпилоту.
Вертикальная подвесная система не требует от пилота перехода в горизонтальное положение и обратно припосадке, проста визготовлениииобеспечиваеткомфортные условия полета. Основной ремень вертикальной подвесной системы должен проходить под сиденьем на случай поломки последнего. Для удобства в полете вертикальная подвесная система часто снабжается распорными планками. Высота сиденья выбирается таким образом, чтобывполетеручкатрапециинаходиласьнауровнепояса (рис. 165).
Рис. 165. Полетное положение пилота при вертикальной подвеснойсистеме Кнедостаткамвертикальнойподвеснойсистемыможноотнести:
-возможность повреждения ног пилота, так как в случае неудачной посадки первыми земли
касаютсяногипилота;
меньший (по сравнению с горизонтальной подвесной системой) диапазон управления по тангажу;
большее аэродинамическое сопротивление вертикально расположенного тела пилота, котороеухудшаетлетныехарактеристикиаппарата.
И горизонтальная и вертикальная подвесные системы должны быть сконструированы такимобразом, чтобы:
-исключитьперевертываниепилотавнизголовойивыпадениеегоизподвески;
-бытьудобнымивэксплуатации;
-обеспечивать необходимую прочность. Основные элементы подвесной системы и их соединениядолжнывыдерживатьперегрузкинеменьшечем 10g;
-иметьножныеобхваты;
-несдавливатьгруднуюклетку пилотаинезатруднятьдыхание;
-изготовляться из материалов, неподверженных
-гниению;
-иметьнадежноеипростоеустройстводляподцепкикаппарату иотцепкиотнего;
-незатруднятьразбегпилотанавзлете;
-иметьопрятныйвид. Шлем дельтапланериста долженотвечатьследующимтребованиям:
-бытьпарашютногоилимотоциклетноготипа;
-амортизационные ремни или подкладка должны быть отрегулированы так, чтобы исключитькасаниеголовыпилотавнутреннейповерхностишлема (зазорнеменее 20 мм);
шлем всегда должен быть застегнут, чтобы исключить произвольное его спадание и «наползание» наглазапилота;
шлем не должен мешать пилоту «слушать ветер» для определения скорости полета. Для этого, в случае если шлем плотно прилегает к ушам, необходимо сделать в этих местах несколькоотверстий;
-желательнооборудоватьшлемдугамибезопасностидлязащитынижнейчастилица.
Обувь дельтапланериста должна иметь толстую подошву с протектором (туристские ботинки). Лучше иметь обувь с высокой шнуровкой (высокими голенищами) для того, чтобыголеностопныйсуставбылзащищенвслучаенеудачнойпосадкинаноги.
Одежда дельтапланериста (комбинезон или брюки и куртка) должны быть из прочной ткани джинсового типа, чтобы избежать царапин и ссадин. В зимнее время одежда должнабытьлегкой, теплойинестеснятьдвиженийпилота.
Перчатки дельтапланериста должны защищать пальцы и кисти рук пилота от случайных царапин и ударов. Лучше всего для этих целей подходят перчатки для русского хоккея, у которыхсуставыпальцевзащищенымягкимипрокладками.
Наколенники и налокотники защищают локтевые суставы и суставы колен от ударов. Можно применять любого типа. Особенно они желательны для начинающих дельтапланеристов, падениякоторыхнеизбежны.
|