Рис. 152. Действия пилота при повороте с отдачей ручки
Упражнение № 5. Отработкадействийпилотавособыхслучаяхполета.
Цель: отработатьу пилотатвердыенавыкидействийвособыхслучаяхполета.
Упражнение № 5а. Отработкадействийпилотапризатягиваниивпикирование.
Метод: пилот занимает полетное положение. Инструктор имитирует вход аппарата в глубокое пикирование, резко уменьшая угол атаки до значений, соответствующих флаттерному пикированию, и голосом давая условный запас высоты над поверхностью земли (например, 200 м, 150, 100 ит. д.). Пилот должен энергичным движением ручки «от себя» попытаться «вывести» аппарат в нормальное положение. При «невыходе» из пикирования с первого раза пилот «берет ручку на себя» и опять энергично «отдает ее». И так несколько раз (рис. 153).
Инструктор контролирует действия тренирующегося, следя за тем, чтобы обеспечивалось энергичноеимаксимальноепоамплитудедвижениеотсебя.
Рис. 153. Действия пилота при выводе дельтаплана из пикирования
При отсутствии условного запаса высоты (с 50 м) над поверхностью земли пилот должен из полетного положения быстро перейти в положение «стоя на ручке». Для этого необходимо перехватиться руками за верхние части стоек трапеции, подтянуться и поставить ноги на ручку рулевой трапеции, продолжая энергично пытаться вывести аппарат из создавшегося положения. Перед «встречей с землей» (условная высота подается инструктором) пилот должен закрепиться руками сзади центрального узла, сгруппироваться и напрячь согнутые в коленях ноги (рис. 154).
Инструктор контролирует действия тренирующегося, обращая внимание на последовательность и энергичностьдействийпилота
Рис. 154. Действия пилота при переходе в положение «стоя на ручке»
Упражнение № 5б. Отработкадействийпилотаприсваливаниивштопор.
Метод: пилот занимает полетное положение. Инструктор имитирует на тренажере сваливание аппарата в штопор: увеличивает угол атаки (потеря скорости) и создает крен (сваливание на крыло), одновременно еще больше увеличивая угол атаки. Пилот должен вовремя
среагировать на «срыв» аппарата, плавно «беря ручку на себя» для увеличения скорости и энергично устраняя крен, перемещая тело в противоположную сторону. Инструктор контролируетдействиятренирующегося, обращаявниманиенапоследовательностьдействийпилота.
Упражнение № 5в. Отработка действий пилота при обрыве (или неподцепке к аппарату) подвеснойсистемы.
Метод: пилот, не подцепляясь к тренажеру (или к аппарату), старается забраться на рулевую трапецию одним из способов, показанных на рис. 155 (а, б, в). Инструктор контролируетдействиятренирующегося.
Рис.155.Действия пилота при обрыве (или неподцепке) подвесной системы
Упражнение № 5г. Отработка действий пилота при потере ориентации (например, в тумане, воблаках).
Метод: пилот занимает полетное положение. Инструктор имитирует на тренажере изменение крена и углов тангажа. Пилот должен, зафиксировав свое тело в среднем положении, стараться не изменять его и не реагировать на изменение углов крена и тангажа. Для лучшей фиксации тела пилот может положить ноги на нижние задние растяжки тренажера или аппарата. (Чтобыусложнитьзадание, пилоту можнозавязатьглаза.)
Инструктор контролирует действия тренирующегося, обращая внимание на жесткость фиксациииположениетелапилотаотносительнорулевойтрапеции.
Упражнения № 4 и 5 предназначены в основном для тренировки опытных пилотов, а остальные ? для начинающих. Все эти упражнения можно выполнять и на собранном каркасе дельтаплана, но это более сложно и менее рационально, так как не обеспечивает должного вмешательстваинструкторавдействиятренирующегосяпилота (спортсмена).
Упражнениянасобранномдельтаплане
Упражнение №6. Сборкаиразборкадельтаплана.
Цель: добиться правильной последовательности и прочных навыков в сборке и разборке дельтаплана.
Метод: тренирующийся практически выполняет все операции по сборке и разборке дельтаплана. Инструкторпроверяетправильностьипоследовательностьдействийтренирующегося.
Упражнение №7. Предполетныйосмотрдельтапланаиподвеснойсистемы (рис. 156).
|