Рис. 146. Обтекание ряда деревьев
Старт в окружении деревьев требует дополнительной осторожности, так как дельтаплан весьма чувствителен к небольшим вихрям, особенно на больших, околосрывных углах атаки, которыенеизбежныпристарте.
Полеты в условиях турбулентности. Усвоив все, что говорилось выше о турбулентности, пилот должен овладеть техникой полета в болтанку и твердо знать, в каких случаях можно выполнять полет. Подчеркнем, что наблюдение за окружающей обстановкой необходимо для того, чтобыопределить, чтоожидаетпилотаввоздухе.
Осмотрев пространство впереди себя (против ветра), пилот должен составить четкое представление о возможных источниках возникновения турбулентности. При ветре турбулентная зона за большими холмами и гребнями простирается на значительные расстояния, и необходимоизбегатьпопаданиявнее.
Вихри от зданий и деревьев в зависимости от их размеров могут обладать значительной
энергией на удалении сотни метров по направлению ветра, и пилот должен проявлять максимумосторожностиприпосадкесподветреннойстороныдаженебольшихпрепятствий.
Существуют различные способы визуального обнаружения турбулентности, например, наблюдение за дымом, вымпелами, за подброшенным пучком травы, пушистыми семенами растений. Нарис. 147 показанадымоваяструявплавномитурбулентномпотоках.
Рис. 147. Дымовая струя в плавном (а) к турбулентном (б) потоках
В любом случае порывы тех размеров, которые наиболее существенны для дельтаплана, можно почувствовать, стоя на ветру, однако важно подчеркнуть, что эти порывы могут встретитьсяужевполете, хотяназемлепристартеонинеощущались.
Величина нагрузки от турбулентности зависит от средней скорости ветра, удельной, нагрузки на крыло и полетной скорости. Чем меньше нагрузка на крыло, тем легче дельтаплан увлекается порывом. Так как сила, действующая на тело, пропорциональна ускорению потока относительно аппарата, то аппарат на больших скоростях подвергается значительно большим нагрузкам от порывов. Поэтому летать на повышенных скоростях в турбулентность и опасно. Чем меньше скорость, тем меньше нагрузка от порывов на аппарат. Однако, на слишком малых скоростях летать не менее опасно. Аппарат, летящий на околосрывном режиме, может свалиться на крыло под действием порыва. Лучшей скоростью при полете в болтанку будет та, которая находится между предельными режимами. Для большинства дельтапланов такой скоростью будет скорость вблизи максимальногокачества, т. е. околонаивыгоднейшей.
Часто действие отдельного вихря на аппарат проявляется в ударном увеличений или уменьшенииподъемной, силы. Степеньопасностизависитоттого, какуюперегрузку аппарата способны вызвать вертикальные порывы. Порывы, изменяющие перегрузку на единицу, безусловно опасны. Продолжительное действие турбулентности такой интенсивности может вызвать потерю контроля над положением в пространстве, так как при бросках вниз с ускорением, близким к ускорению свободного падения, наступает потеря веса и разгрузка купола дельтаплана. В дополнение к этому резкие броски вверх и вниз создают добавочную перегрузку, котораяможетбытьопаснойдляаппаратавпрочностномсмысле.
|