Рис. 127. Усилия, действующиена дельтаплан при ветре на земле
Поперечная балка, боковые трубы трапеции, труба мачты воспринимают сжимающие усилия. Элементы конструкции, подверженные сжатию, сохраняют свою несущую способность (устойчивость) донекоторойкритическойсилы, определяемойизуравнения
2
? E ? J
=
F?¦ µ.l 2
где l ? длинатрубы; ? ? коэффициент, зависящийотспособазакреплениятрубы (принимаем ? = 1); E ? J – жесткость трубы; Е – модуль упругости (для дюралевых труб E=7200 кг/мм2); J
– моментинерциисечения (длятрубыдиаметром D итолщинойстенки ? ? 3
J =? D ?? ).
8
Боковая балка (без аутриггеров) в основном работает, на изгиб. Максимальный изгибающий момент зависит от многих факторов: купольности, удлинения, Конструктивных особенностейит. д.
Формула Mизг = W ? ?в определяет несущую способность трубы на изгиб, где ?в ? предел
прочностиприрастяжении; W ? моментсопротивленияизгибу (длятруб W =? ? D2 ?? ).
8
Многие конструкции дельтапланов предусматривают разборку до размеров, удобных для транспортировки. Соединение разборных труб каркаса должно иметь прочность не менее прочноститруб, например, соединениетрубприпомощивнутреннихвтулок (рис. 128).
Рис. 128. Соединение труб каркасапри помощи внутренних втулок
Длина втулки должна быть не менее пяти диаметровтрубы, материалвтулкитотже, чтои трубы. Чтобы прочность соединения была не менее прочности трубы, необходимо соблюдать условие:
2
D ??
?= .
‚? 2
(D ? 2? )
Однако практически следует выполнять втулку со стенкой несколько большей толщины вследствиепогрешноститехнологииизготовления.
|