Аналогично при попадании дельтаплана в нисходящий поток воздуха угол атаки уменьшается и перегрузка ny < 1. Поэтому при полете в неспокойной атмосфере не следует допускать маневров, создающих большие перегрузки, так как совместно с перегрузками, вызывае
мыми турбулентностью атмосферы, суммарные перегрузки могут достигать значительных величин.
Перегрузка дельтаплана при входе в вертикальный поток воздуха будет тем больше, чем больше скорость полета, так как изменение вертикальной скорости
по ширине восходящего потока происходит не сразу, а постепенно (рис. 121), и дельтаплан, имеющий большую скорость, будет быстрее входить в восходя
Рис. 121. Изменение вертикальной скоростипо ширине восходящего потока
щий поток и получать большее приращение вертикальной составляющей W и соответственно большую перегрузку. При попадании дельтаплана в нисходящий поток на большой скорости углы атаки уменьшаются до таких малых значений, при которых может возникнуть флаттер несущей поверхности. Вход дельтаплана в восходящий поток на малой скорости (больших
углах атаки) может привести к тому, что угол атакивозрастетдотаких значений, что ? станет больше ?кр, ипроизойдетсрывпотока, вследствиечегодельтапланможетсвалитьсяНакрыло и войти в штопор. Следовательно, полет в турбулентной атмосфере должен проходить на скорости, равноудаленной от минимальной и максимальной, т. е. приблизительно на наивыгоднейшейскорости.
Усилия, действующие на конструкцию дельтаплана. Конструкция дельтаплана состоит из жесткогокаркаса (килевая, поперечная, двебоковыебалки), тросовыхрастяжекикупола.
Под воздействием воздушной нагрузки P купол дельтаплана принимает определенную форму. Допустим, что купол в каждом сечении а?а (рис. 122) представляет собой дугу окруж
Рис. 122. Нагрузки, действующие на конструкцию дельтаплана: 1 ? раскрой купола дельтаплана; 2 ? каркас дельта-Рис. 123. Сечение крыла дельтаплана и наг плана
действующие в сечении: а ? при мал польности; б ? при большой купольност
ности. Стрела прогиба купола f и кривизна дуги зависят от относительной разности между длинойкуполавсечении а?а l ирасстояниеммеждубалкамивтомжесечении b (рис. 123,а): ?ll ? b
= ,
bb
?l
чем больше относительная разность , тем больше стрела прогиба и кривизна (рис. 123,б).
b Величина?l определяетсякупольностьюдельтаплана (?l = L ? sin?). Усилия от купола воспринимаются килевой и боковыми балками в виде распределенной нагрузки q (рис. 123), направленной по касательной к поверхности купола. Вертикальные составляющие нагрузки g уравновешены силой тяжести G. Очевидно, что величина распределенной нагрузки q определяется стрелой прогиба купола f, чем больше стрела прогиба (меньшерадиускривизны), темменьшенагрузка q (рис.123,а). Боковая балка (без аутриггеров) является одним из наиболее нагруженных элементовконструкциидельтаплана. Рассмотримусилия, действующиевней. Из графика 2 (рис. 124) видно, что наибольший изгибающий момент действует в боковой балке вместе стыка с поперечной, поэтому необходимо, чтобывданном сечениибоковаябалкаимелаусилениеввидевтулкиилидополнительнойтрубы.
Рис. 124. Распределение нагрузки и изгибающий момент в боковой балке:
1 ? распределение нагрузки от купола по боковой балке;
2 ? эпюра изгибающего моментав боковой балкеот нагрузки
Поперечная балка (как правило, самый нагруженный элемент каркаса) воспринимает достаточно большое усилие сжатия F (рис. 125). Очевидно, что сжимающая сила F увеличивается с увеличением нагрузки Q = ?q, которая особенно сильно увеличивается при уменьшениикупольности, исуменьшениемугла ? (уменьшениемвысотытрапеции).
Рис. 125. К определению силы, действующей на поперечную балку: F – сила, действующая на поперечную балку; Т – сила натяжения боковых растяжек; Q – сила, действующая отбоковой балки
Боковые трубы трапеции передают усилия от нижних тросов на центральный узел (силасжатия F') (рис. 126).
Ручка трапеции работаетнарастяжение (сила Т‘)(см. рис. 126).
Рис. 126. К определению сил, действующих на трубы трапеции: Т – сила, приложенная к боковой трубе от нижних тросов; Т' – сила растяжения, действующая на ручкутрапеции: F' – сила, действующая на боковыетрубы трапеции
•••••передает усилие от верхних тросов на центральный узел (например, при действии
|