Рис. 115. Различные крепежные Рис. 116. Зависимость положения ручки рулевой
элементы: трапеции оттипа используемой подвесной системы
а – разводной шплинт; б – пружинный бы
стросъемный шплинт; в – булавка
Самоконтрящиеся гайки следует применять в неразборных соединениях. Многократная сборкаиразборкаузловссамоконтрящимисягайкаминедопускается.
Зависимость положения рулевой трапеции от типа используемой подвесной системы. В зависимости от типа используемой подвесной системы положение рулевой трапеции относительно плоскости каркаса (угол ?ТР) будетразным, чтонадоучитыватьприпостройкедельтаплана (рис. 116).
Не рекомендуются, например, полеты в вертикальной подвесной системе на дельтаплане, предназначенномдлягоризонтальнойсистемы, инаоборот.
КЛАССИФИКАЦИЯДЕЛЬТАПЛАНОВ
Современные дельтапланы по своим аэродинамическим характеристикам, параметрам устойчивости и управляемости можно условно разделить на два типа: учебно-тренировочные и спортивные.
Однако огромное многообразие дельтапланов приводит к тому, что существует много аппаратов, которые обладают промежуточными (переходными) характеристиками и могут быть отнесены как к одному, так и другому типу. Разбирая данный вопрос, мы остановимся на схемах, которые наиболее ярко и полно отражают всеприсущиесвоему типу достоинстваинедостатки.
Учебно-тренировочные дельтапланы. Данный тип аппаратов является переходным между учебными и спортивными. Учитывая, что аппараты данного типа предназначены для тренировок и обучения спортивным полетам спортсменов, не имеющих еще достаточного опыта, необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к учебно-тренировочным дельтапланам. Онидолжныобладатьследующимипараметрами:
-иметь хорошую устойчивость и отсутствие усилий на рулевой трапеции в нормальном режиме планирования; самостоятельно ориентироваться против ветра и не иметь тенденцийксамопроизвольному кренуилиразвороту;
-в случае попадания на режимы полета, ведущие к созданию аварийной ситуации, должныиметьтенденциюксамостоятельному переходунанормальныйрежимполета;
-при сравнительно небольшом весе обладать повышенной прочностью. На этапе обучения не исключена возможность грубых посадок, и поэтому дельтаплан должен выдерживатьихповозможностибезполомок;
-иметь минимум регулировочных точек и обеспечивать однозначность его сборки дельтапланеристомлюбойквалификации;
-иметьмалуюскоростьотрываипосадки.
Рассматривая вышеуказанные свойства учебно-тренировочного дельтаплана, необходимо понимать, что только на устойчивом аппарате можно безопасно выработать первоначальные навыки правильного управления. Если полеты превращаются в борьбу с аппаратом по принципу «ктокого», тоонипринесутмассуразочарованийинеприятностей.
Приведем схему учебно-тренировочного дельтаплана и его ориентировочные характеристики (рис. 117):
-площадь S = 13 ’ 18 м2 (взависимостиоттипааппаратаивесапилота);
-масса 18–25 кг;
-уголпривершинекаркаса 100–120°;
-купольность 1–2°;
-удлинение? = 4’5;
-аэродинамическоекачество 5–8.
Рис. 117. Примерная схема учебно-тренировочного дельтаплана
Характеристики этого типа аппаратов позволяют совершать на них достаточно сложные полеты, уверенно чувствовать себя в воздухе. Переход к парящим полетам в потоках обтеканиянанихболеебезопасенипрост.
На аппаратах данного типа можно успешно участвовать в соревнованиях. Все высшие достиженияподельтапланеризму в 1978–1981 гг. былиустановленынаподобныхаппаратах.
Спортивные дельтапланы. К аппаратам данного типа предъявляются требования высоких летных характеристик. Желание использовать дельтаплан по примеру «большого» планеризма для полетов на дальность и по маршруту заставляет повышать летное мастерство и искатьновыесхемыаппаратовсгибкимкрылом.
Для осуществления перелетов необходимо помимо повышения аэродинамического качества аппаратов и уменьшения скорости снижения увеличивать диапазон скоростей в большую сторону. Многочисленные усовершенствования позволили расширить возможности дельтапланов, ииххарактеристикидостиглиследующихзначений:
-уголпривершинекаркасадо 140°;
удлинениедо 8;
купольность 0°;
|