Однако, выбирая схему дельтаплана, необходимо помнить, что вышеуказанные меры повышения прочности боковых балок ведут и к увеличению их жестко
Поплавкоель скоро-сти, а это в свою очередь – к уменьшению демпфирующих свойств крыла в целом. Дельтапланыс излишне жесткимиконсольными частямибоковыхбалокболеестрогивуправлениии относительно хуже ведут себя в турбулентной атмосфере. К тому же тросы краспиц, установленные впереди от передней кромки крыла, турбулизируют поток и ухудшают условия его обтекания. Несколько типов конструктивных решений установки стоек краспиц приведены на рис. 110.
Рис. 109. Способыповышения прочностибоковых балок: а – с помощью «чулка» из трубы большего диаметра; б–с помощью установки краспиц; 1–«чулок»; 2–боковые трубы, 3 – стайка краспицы; 4–растяжкакраспицы
Рис.110 Способыустановки стоеккраспиц. 1–поперечина: 2 – боковая труба; 3–стойки краспиц
Рис. 111. Способыснятия концентрации напряжений на концах «чулка»: а–с помощью усиления боковой трубы; б – с помощью прорезей по концам «чулка» 1 – боковая труба; 2– «чулок»; 3– усиление «чулка»
«Чулки» в этом отношении более выгодны, но и при их установке необходимо помнить, что в месте выхода боковой балки из «чулка» возникает концентрация напряжений, которая может привести к поломке балки (особенно это относится к тонкостенным трубам). Для устранения подобного недостатка па концам «чулка» делают усиление боковой балки (рис. 111, а) илиснижаютжесткостьконцов «чулка» путемвыполненияпропилов (рис. 111,6).
Рис. 112. Вариант конструкциификсатора стыка:
1– съемная труба; 2 – труба, жестко фиксированная бужом; 3 – буж (втулка); 4 – винт
Рис. 113. Вариант конструкциификсатора стыка: 1 – съемная труба; 2 – труба, жестко фиксированная с бужом; 3 – буж (втулка); 4– заклепка; 5 – резиновое кольцо
Рис. 114. Вариант конструкциификсатора стыка:
1 – съемная труба; 2 – труба, жестко фиксированная с бужом;
3 – буж; 4 – фиксатор байдарочного типа
Схема и конструкция эксплуатационных стыков. Для более удобного транспортирования дельтаплана трубы его силового каркаса выполняются разъемными. Обычно на трубе делается два стыка. В этом случае длина пакета труб составляет около 2 м, что является допустимым для перевозки его в общественном транспорте. При одном стыке длина пакета получается около 2,8 м, что вызывает затруднения при транспортировании. Трубы на местах эксплуатационных стыков соединяются с помощью наружных или внутренних соединительных втулок (бужей) или с помощью подбора труб по посадочному диаметру с обеспечением зазоранеболее 0,1’0,2 ммвтелескопическомсоединении.
Конструкция фиксаторов стыка. Для того чтобы во время эксплуатации не могла произойти самопроизвольная расстыковка труб, применяются следующие конструкции фиксаторов:
-спомощьювинтов (рис. 112);
-спомощьюстержня (типазаклепки) (рис. 11З);
-спомощьюфиксаторабайдарочноготипа (рис. 114).
После сборки дельтаплана гайки необходимо контрить (исключая шайбы Гровера). Для контровки легко-разборныхсоединенийприменяютсяшплинты (разводныеипружинные) ибулавки (рис. 115).
|