Рис. 106. Усиление кромкикупола:
а–для высокопрочных материалов; б–для материалов типа АЗТ и болонья
При раскрое полотнищ их следует располагать таким образом, чтобы свести к минимуму работу ткани по диагонали. Между собой полотнища нужно сшивать не менее чем двумя швами (рис. 107). Основной тип строчки–зигзаг. Не рекомендуется устанавливать шаг строчки менее 4?4 мм. Усилительные элементы купола допускается пришивать прямым швом. Для пошива использовать прочные нитки из синтетических волокон (капроновые, лавсановые, нейлоновые). Концы ниток следует фиксировать на куполе (оплавлять, проклеивать, завязыватьузлы, прострочитьсперехлестом 15– 20 мм).
Рис.107. Способы сшивания полотнищ купола
Купол должен быть надежно зафиксирован на каркасе. Недопустимо крепление его и лат посредством завязывания оттяжек какими-либо узлами. На металлических элементах крепежа нельзя допускать острых кромок и подрезать текстильные элементы. Отверстия под крепежные болты должны быть усилены люверсами, Прочностные характеристики основных силовыхэлементовкрепежанеменее 200 кгнаразрыв.
Латы, устанавливаемые на куполе, могут быть профилированными или непрофилированными, однако в любом случае они должны обладать гибкостью, достаточной прочностью и существенно не деформировать заданных при раскрое формы купола, Не рекомендуется установка излишне жестких лат, так как дельтаплан становится значительно более строгим в управлении. При установке жестких лат необходимо применять специальные конструктивные меры, обеспечивающие сохранение продольной устойчивости дельтаплана на малых углах атаки. Для лат следует исключить возможность проворачивания их вокруг продольной оси. Материал и сечение лат должны обеспечивать отсутствие остаточных деформаций после снятия механической нагрузки или под действием температуры. Рекомендуемые материалы: стекловолокно, стеклопластиковые профили, пластиковые трубки и т. п. Кромки лат не должныпрорезатьтканькуполаиниткишвов.
Приборное оборудование. При полете на дельтаплане благодаря балансирному управлению устанавливается взаимосвязь между крылом дельтаплана и пилотом, который по положению ручки рулевой трапеции, поведению аппарата и воздействию набегающего потока воздуха на открытые части тела чувствует дельтаплан. Следовательно, при пилотировании в простых метеоусловиях и обучении полетам можно успешно использовать визуальные и чувственные способы оценки параметров полета (скорость, высоту и т. д.). Дельтапланеристу необходимонаучитьсялетатьбезприбороввлюбых условиях. Вместе с тем какновичкам, так и опытным спортсменам не следует отказываться от такого простейшего прибора, как указатель направления ветра, Обычно это легкая и яркая ленточка из ткани, прикрепляемая к переднимнижнимтросовымрастяжкамдельтапланаврайоненосовогоузла.
Кроме того, при переходе к более продолжительным и высотным полетам, в процессе выполнения которых меняется состояние воздушной среды, а также для достижения высоких спортивныхрезультатовиспользуютсянекоторыеприборы.
Высотомер можно использовать парашютный, имеющий малые размеры и массу. Его удобнорасполагатьнаруке, какчасы.
Указатель скорости поплавкового типа (рис. 108) удобен в эксплуатации, имеет малые габариты и массу. Его можно изготовить самому и оттарировать в штиль по спидометру автомобиля, вынося из зонывозмущенноговоздушногопотока.
Вариометр – это прибор, показывающий скорость подъема и спуска. Можно использовать вариометры, изготовляемые серийно, такие как ВР-10М или чехословацкий ЛУН-1141. К ним необходим приемник статического давления и термоизоляция в виде пенопласта илипоролона.
К неприборному оборудованию относится спасательный парашют дельта-планериста, который чаще всего располагается на подвесной системе пилота. Парашют срабатывает без отцепки пилота от дельтаплана, и на нем спускается дельтаплан и пилот. Одна из таких системпредставленавжурнале «Техника–молодежи», 1980, № 11.
Здесь следует предостеречь некоторых дельтапланеристов и пояснить, что спасательный парашют дельтапланериста можно использовать при полетах, выполняемых на достаточно большой высоте. К тому же это самое крайнее средство и не стоит уповать на его наличие. Только грамотно спроектированный и правильно построенный дельтаплан, хорошее знание теории и практики полетов, правильная методика обучения по принципу «от простого–к сложному» могут гарантироватьбезопасностьполетов.
Способы повышения прочности боковых балок силового каркаса. Обычно для этой цели используют два конструктивных решения: установку «чулков» (рис 109,а) и установку краспиц (рис, 109,6).
|