При ветре подобная ситуация можетвозникнуть, когда выполняется поворотна малой высоте (рис. 64).
Рис 64. Действие ветра на дельтапланпри повороте на малойвысоте
Действие ветра, направленного под углом к горизонтальной поверхности, изменяет траекторию полета дельтаплана в вертикальной плоскости. Примем воздушную скорость дельтаплана V постоянной. Тогда траектория его полета будет изменяться только под действиемвектораскоростиветра W.
Рассмотрим действие скорости ветра при изменении только ее направления (рис. 65).
Из рисунка видно, что при горизонтальной скорости ветра дельтаплан имеет угол планированиязначительнобольший, чемприотсутствииветра (рис. 65, а).
Рис. 65. Действие ветра, направленного под углом кгоризонтальной поверхности, на дельтаплан
В случае если направление вектора скорости ветра W совпадает с направлением вектора воздушной скорости V дельтаплана, то угол наклона траектории будет такой же, как и при отсутствии ветра, но величина скорости движения дельтаплана по траектории уменьшится на величину W. При равенстве скоростей W и V дельтаплан будет стоять на месте (рис. 65,б).
При дальнейшем увеличении угланаклона ?‘ кгоризонту дельтапланможетперейти в горизонтальныйполет (рис. 65, в) инанаборвысоты (рис. 65, г).
Однако, как было отмечено выше, на траекторию движения дельтаплана в вертикальной плоскости влияет не только угол наклона вектора скорости ветра, но и его величина
(рис. 66). Из рисунка видно, как по мере возрастания величины вектора скорости ветра (при постоянном угле его наклона с горизонтом) изменяется величина и направление вектораскоростидельтапланаотносительноземли Vз .
Рис. 66. Влияние величины скорости ветра на полет дельтаплана
В реальных полетах происходит обычно и изменение угла наклона вектора скорости ветра с горизонтом (угол ?‘), и изменение его величины. В этом случае получается сложная картина изменения вектора скорости дельтаплана относительно земли Vз . Держите скорость дельтаплана относительно воздуха V в необходимых для обеспечения нормального полета пределах и это обеспечит вам безопасность полетов. Помните, что воздушная скорость дельтаплана зависит только от его аэродинамических характеристик и имеет для определенногорежимаполетапостояннуювеличину инаправление.
Следует помнить, что при уменьшении угла атаки дельтаплана (при наличии восходящих потоков) он может перейти на углы атаки, близкие к минимально допустимым (углам флаттера, пикирования), хотя относительно земли дельтаплан будет лететь горизонтально илидажеснаборомвысоты (рис. 67 а, б).
Рис. 67. Разложение сил при измененииугла наклона воздушной скорости дельтаплана Как видно из рисунка, при уменьшении угла атаки а до нового значения ?1 вместе с плоскостью дельтаплана поворачивается вектор полной аэродинамической силы R и вектор воздушной скорости V. Вектор силы тяжести G сохраняет свое направление, так как он всегда направлен к центру земли. Составляющая силы тяжести G, разложенная на новое направление воздушной скорости G ?sin?, получает большее значение, чем составляющая полной аэродинамической силы R на то же направление (сила лобового сопротивления Q). За счет разницы этих сил дельтаплан получает ускорение до тех пор, пока составляющие G ?sin? и Q не уравновесятся на новом режиме полета с большей скоростью V1 ибольшимугломпланирования. При действииже вектора скорости ветра W движение дельтапланаотносительно земли будетпроисходитьпонаправлениювектора Vз =V 1+W , т. е. снаборомвысоты.
|