т. е. перегрузка будет тем больше, чем больше скорость выхода из пикирования и меньшерадиус r (резчеотклонениеручкирулевойтрапецииотсебя).
Рассмотрим пространственный маневр дельтаплана, которым является спираль. Если при планировании ввести дельтаплан в разворот, то он будет снижаться по винтовой линии, выполняя фигуру, называемую спиралью. Правильной спиралью называется планирование по винтовой траектории без скольжения с постоянными скоростью и креном (рис. 50).
Рис. 50. Выполнение спирали на дельтаплане
Для совершения дельтапланом спирали необходима сила, искривляющая траекторию движения. Эта сила возникает при накренении дельтаплана, полная аэродинамическая сила R наклоняетсянаугол ?. Раскладываем силу R на две составляющие: вертикальную R ?cos?, которая уравновешивает массу дельтаплана G =R ?cos?, и горизонтальную R ?sin?, искривляющую траекто? G ?V 2 ?
риюполетаиравнуюусловноприложеннойцентробежнойсиле: ?= R ?sin??
??
g ? r
??
Таким образом, если при планировании сила R равнялась весу, то при правильной G
спирали она должна быть больше R = , так как кроме уравновешивания веса она
cos? должна еще создавать искривляющую силу, необходимую для создания поворота дельтаплана, R ?sin?. Увеличение полной аэродинамической силы на спирали достигается увеличением скорости или увеличением угла атаки. В практике при выполнении глубоких спиралей дельтапланерист перед вводом дельтаплана в спираль, перемещая ручку на себя, увеличивает скорость, а на самой спирали, отклоняя ручку от себя, увеличивает угол атаки. Увеличение углов атаки следует проводить в известных пределах, так как чрезмерное ихувеличениесоздаетопасностьпотерискоростиисваливаниянакрыло.
Определим скорость, необходимую для выполнения спирали. Для небольших углов
2
|