Влияние близости земли на аэродинамические характеристики дельтаплана. По мере приближения дельтаплана к земле поток между крылом и землей тормозится, и давление на нижней поверхности повышается. Это в свою очередь приводит к дополнительному перетеканию масс воздуха снизу на верхнюю поверхность крыла. Скорости течения потока там увеличиваются, а давление уменьшается. В результате дополнительной разностидавлений возрастает подъемнаясила (рис. 47, а).
Рис. 47. Влияние близости земли на аэродинамические характеристики дельтаплана
Увеличениеподъемнойсилызасчетвлиянияземлиможетдостигать 20% иболее.
Еще более сильное влияние оказывает земля на индуктивное сопротивление дельтаплана Cxi. Вихри, стекающие с концов крыла при приближении к земле, нарушаются. Земля отражает скошенный крылом поток, и углы скоса потока существенно уменьшаются. Соответственно изменяется индуктивное сопротивление дельтаплана, пропорциональное угламскосапотока (рис. 47, б).
Увеличение подъемной силы и снижение сопротивления повышают аэродинамическое качестводельтаплана К.
Практически влияние земли сказывается на высотах менее двух метров, это необходимо учитывать при заходе дельтаплана на посадку, так как с увеличением качества увеличиваетсядальностьполета.
Криволинейное движение дельтаплана. Рассмотрим виды криволинейного полета в вертикальнойплоскости.
Ввод в пикирование. При отклонении ручки рулевой трапеции на себя угол атаки уменьшается и подъемная сила Y становится меньше веса дельтаплана G. В результате появится искривляющая сила (Rискр = G?cos? ?Y) и дельтаплан начнет описывать плавнуюкривуюсрадиусом r (рис. 48).
Рис. 48. Ввод дельтаплана в пикирование
Из формулы следует, что на достаточно большой скорости при резком отклонении ручки рулевой трапеции на себя (малый радиус r) подъемная сила может стать равной нулю, т. е. дельтаплан перейдет на нулевой угол атаки, что может привести к флаттеру гибкого крыла и затягиванию в пикирование. Поэтому следует избегать резких движений ручкинасебя.
Вывод из пикирования. При отклонении ручки рулевой трапеции от себя угол атаки увеличивается и возрастает подъемная сила Y. В результате действия искривляющей силы (Rискр =Y? G ?cos?) дельтаплан начинает двигаться по криволинейной траектории ра
диуса r (рис. 49).
|