За период своего развития (до 1980г.) дельтаплан приобрел характерные геометрические формы. В определенной степени утвердились конструкции основных узлов и элементов; подобранынаиболеерациональныематериалыитехнологияизготовленияаппаратов.
Как указывалось выше, формообразование профиля крыла дельтаплана происходит за счет наполнения его купола набегающим потоком воздуха. Однако существует ряд геометрических параметров, которые незначительно зависят от внешних воздействий и определяются конструкцией аппарата. Наиболее распространенные дельтапланы имеют жесткий каркас из труб и достаточно нерастяжимый и воздухонепроницаемый купол и синтетиче
скихтканей.
Рис. 35 Геометрические параметры дельтаплана
Рассмотримгеометрическиепараметрыдельтаплана (рис. 35): ‹площадькупола Sкуп–площадьраскроякупола; ‹площадь дельтаплана S – площадь проекции купола в полетном положении
наплоскостьсиловогокаркаса; ‹размах l–максимальное расстояние по оси Z между крайними точками куполавненагруженномсостоянии (расположениеосейкоординатсм. нарис. 69); теоретическая длина килевой балки lк–расстояние между точкой пересечения осей боковыхбалокинаиболееудаленнойточкойкуполапокилевойбалке; ‹длина килевой балки Lк–расстояние между передней и задней точками килевойбалки; ‹длина боковой балки Lб–длина между передней и задней точками боковой балки; ‹теоретическая длина боковой балки lб–расстояние от точки пересечения
осейбоковыхбалокдонаиболееудаленнойточкикуполапобоковойбалке; ‹стреловидностьпереднейкромки ?–уголмеждуосью Z ибоковойбалкой; ‹уголпривершинекупола ?куп–уголмежду боковымикромкамикупола; ‹угол при вершине силового каркаса ?–угол между осями боковых балок;
?+2? = 180°;
‹купольность гибкого крыла ? – превышение угла полураскроя купола над половинойуглапривершинекаркаса,
? ?? ? = ??? ;
2
l 2 ‹удлинение ? –отношениеквадратаразмахакплощади, ?= ;
S
‹расстояние от точки пересечения теоретических осейбоковых балок до точки подвескипилотапокилевойбалке lп; ‹угол установки концевой хорды ?–угол между корневой хордой и боковойпроекциейконцевойхордынаплоскостьХОУ (рис. 36);
‹длина хорды b – расстояние между передней и задней кромками купола в продольномсечении (рис. 36);
‹максимальная кривизна профиля fmax –расстояние между хордой и максимальной
высотойпрофиля; ‹относительная кривизна профиля
f
max ?
f = 100%
b
;
‹удельная нагрузка на крыло p – отношение полного полетного веса аппарата к его площади:
p =G (Н/м2).S
|