ДЕЛЬТАПЛАН

ПРАКТИКАВЫПОЛНЕНИЯПОЛЕТОВ Вэлементыполетавходят: -подготовкакполету, -старт, -планирование, -повороты, - посадка. Рассмотрим эти элементыподробнее и постараемсяпроанализироватьвозможныеошибки иихпоследствия. Подготовка к полету. Элементы этой фазы вы должны твердо усвоить при проведении тренажнойподготовки (см. раздел «Тренажнаяподготовка»). Подготовка к полету включает в себя предполетный осмотр аппарата, экипировки, проверку условийполетаиоценку своейготовностиквыполнениюзаданногоупражнения. Очень хорошие результаты при подготовке к полету дает наблюдение за действиями более опытных товарищей и анализ их полетов. Запоминайте положение рулевой трапеции относительнотеласпортсменавполете. Если у вас в клубе несколько учебных дельтапланов, то привыкайте летать на одном и придерживайтесьэтогоправиладотехпор, покаувереннонеусвоитепрактику полетов. Возьмите себе за правило проверять аппарат перед каждым стартом в соответствии с разделом «Эксплуатацияиремонтдельтаплана». После проверки аппарата наденьте подвесную систему, шлем, перчатки и наколенники. Проверьтеправильностьрасположенияремнейподвеснойсистемы. Установите дельтаплан носом на землю против ветра. Пристегните (подцепите) подвесную систему к дельтаплану. Взявшись за центральный узел, потяните его на себя и установитеплоскостькрылавгоризонтальноеположение. Попросите товарища подержать нос дельтаплана, а сами примите в подвесной системе полетное положение. Проверьте еще раз правильность расположения ремней и попробуйте сделать имитацию управления по крену и тангажу. Проследите за правильностьювыполнениявашихдвижений. В ДАЛЬНЕЙШЕМ, КАКОГО БЫ КЛАССА ВЫ НИ ДОСТИГЛИ, НИКОГДА НЕ СТАРТУЙТЕ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ПРОВЕРИТЕ ПОДВЕСНУЮ СИСТЕМУ В ПОЛЕТНОМ ПОЛОЖЕНИИ. СТАРТ Это один из самых сложных этапов полета. От правильности его выполнения во многом зависитдальнейшийполетидействияспортсмена. Стартможетбытьусловноразделеннапятьфаз: -подготовкакстарту, -разбег (смалымугломатакидлядостиженияскоростиотрывазаминимальноевремя), -взлет (сувеличением угла, атакипри достижениискоростиотрыва), -наборскоростипослеотрыва (путемуменьшенияуглаатаки), -переходнарежимпланирования (снебольшимувеличениемуглаатаки) (рис. 175). Рассмотрим последовательность действия спортсмена в каждой фазе, методы контроля, ошибки, ихпоследствияиспособыустранения. Подготовка к старту Проверьте направление ветра по ленточке, привязанной на передние растяжки. Мысленнопроиграйтевесьэтапполетаисвоидействиявразличныхситуациях. Будьте предельно собраны и готовы к возникновению неожиданных ситуаций (порывов ветра, потерескоростинастарте, сносу ит. п.). Плотно прижмите рулевую трапецию к плечам, возьметесь руками за боковые стойкихватомспереди, поднимитедельтаплан. Рис. 175. Этапы взлетаи изменения углов атаки Рис. 176. Установка угла атакина разных участках склона (горизонтальном инаклонном) Рис. 177. Изменение углов атаки дельтаплана при переходе с горизонтального на наклонныйучасток склона Контроль. Положение вашего тела должно быть удобным для разбега. Имейте в виду, что в таком положении вам надо будет бежать со скоростью около 25 км/ч. Подумайте, сможете ли вы сделать это с дельтапланом на плечах? Кроме того, во время разбега необходимо управлять дельтапланом, а для этого надо держать его плотно, чтобы вовремя почувствовать появившиеся крены, изменения углов атаки и передать управляющие воздействия на рулевую трапецию. Ошибки, их последствия и действия по устранению Плечи неплотно прижаты к рулевой трапеции, свободно проходят в ней или находятся вперединее. Вэтом случаевы несможетедостаточнохорошоибыстроразогнатьсвойаппарат, таккак нет точки приложения силы. Необходимо опустить рулевую трапецию на шею, а затем поднять ее так, чтобы верхняя часть стоек упиралась впереди на плечи и предплечья. Ручка рулевойтрапецииприэтомможетнаходитьсянижеколен. Телосогнутовпояснице. Выбоитесь, чторучкарулевойтрапециибудетмешатьразбегу. Однако в таком положении трудно будет бежать и управлять своим дельтапланом. Не бойтесь! Свое движение вы должны начать с подачи плеч вперед (вместе с дельтапланом) и занятиянаклонногоположения. Перед началом движения установите необходимый для разбега угол атаки своего дельтаплана, устранитекрены. Контроль. Угол атаки контролируйте по надуванию встречным ветром передней части купола. Опустите нос дельтаплана, и как только купол начнет «полоскать», поднимите его немногодонаполненияветром. Этобудетоптимальныйуголдляразбега. При старте с горизонтального участка и отсутствий ветра угол атаки можно контролировать по положению плоскости каркаса относительно горизонта. Он должен быть положительным и составлять приблизительно 5– 6 с горизонтом. В случае старта со склона этот угол необходимоуменьшить. (Споверхностьюсклонаонможетсоставлять 10–20") (рис. 176). Ошибки, ихпоследствияи действия по устранению Угол атаки мал. В этом случае на разбеге дельтаплан может перейти на отрицательный угол атаки, встречный поток резко опустит нос дельтаплана, и он ударится о землю. Вы пролетитесквозьрулевуютрапециювперед. Выполнивэту «эволюцию», высразупоймете, чтоне зрянаделиихорошозастегнулишлем, незабылинадетьперчаткиинаколенники. Угол атаки велик. В этом случае дельтаплан будет работать, как тормоз, и тем лучше, чембольшевы попытаетесьнабратьскорость. Взлететьсбольшимугломатакивамнеудастся и вы только сможете извлечь урок из теории полета дельтаплана об увеличении лобового сопротивленияприувеличенииуглаатаки. Крен аппарата. Вэтом случае, есливам все-таки удастсявзлететь с креном, можетпроизойти сваливание на крыло, так как скорость дельтаплана еще недостаточна для эффективного управления. Поэтому на старте очень внимательно следите за кренами и своевременно устраняйтеих. Контроль необходимо выполнять по положению тела относительно рулевой трапеции, высотебоковыхбалокнадземлейируководствуясьуказаниямиинструктора.


  

17.09.03
Hosted by uCoz