ДЕЛЬТАПЛАН

Рис. 156. Порядок предполетного осмотра дельтаплана Цель: добиться правильной последовательности и твердых навыков в осмотре дельтапланаиподвеснойсистемыпередвылетом. Метод: пилот начинает осмотр дельтаплана с носового узла по ходу часовой стрелки, сверху донизу. Осматривая дельтаплан (целостность купола, тросов, труб; заделку лат и тросов; крепежузлов), пилотпереходитотузлакузлу иобъясняетназначениеузлаиосмотра Закончив осмотр аппарата, пилот осматривает подвесную систему (не перепутались ли ремни, работоспособностькарабина подцепки и т.д.) иподцепляетсякаппарату (дляпроверки правильностикачестваподцепкивполетномположении). Инструкторконтролируетдействияиответыпилота. Упражнение №8. Отработка действий пилота по управлению аппаратом на старте (стоя наместе). Цель: отработатьу пилотатвердыенавыкипоуправлениюаппаратомнастарте. Метод: пилот, не подцепляясь к аппарату, занимает стартовое положение (на ровном месте против ветра не более 3–6 м/с) и движением корпуса и рук управляет углом атаки и креномаппарата. Для этого необходимо плечи разместить под стойками рулевой трапеции в верхней ее части, а руки на стойках (рис. 157). Поднимая аппарат, необходимо удерживать его на нулевомилиоченьмаломположительномуглеатакиивыправлятькрены. Рис. 157. Положение пилота на старте Вращение плоскости крыла должно происходить вокруг точек его опоры на плечи. Для увеличения угла атаки необходимо «подать» ручку управления вперед, для уменьшения – назад (рис. 158). Рис. 158. Управление углом атаки дельтаплана на старте Инструктор страхует тренирующегося за передние растяжки аппарата и контролирует его действия, не допуская опускания носа аппарата ниже уровня, при котором набегающий поток накрываеткуполсверху. Упражнение № 9. Отработка действий пилота по управлению аппаратом при разбеге (за минимальное время достичь максимальной скорости с углом атаки дельтаплана, обеспечивающимминимальноесопротивлениенаразбеге). Цель: отработатьу пилотатвердыенавыкипоуправлениюаппаратомприразбеге. Метод: пилот, не подцепляясь к аппарату, занимает стартовое положение (на ровном месте против ветра не более 6 м/с) и, управляя углом атаки и креном аппарата, начинает движение сначала шагом, а затем, по мере приобретения навыков, бегом, делая несколько энергичныхшагов, недопускаяподлетааппарата, иостанавливается. Инструкторстрахуеттренирующегосясзадизакилевуюбалку. Упражнение № 10. Отработкадействийпилотапопереноскесобранногодельтаплана. Цель: отработатьу пилотатвердыенавыкипопереноскесобранногодельтаплана. Метод: пилот, не подцепляясь к аппарату, поднимает его и, стараясь не допускать кренов, переносит собранный дельтаплан сначала по ровному месту, а затем, по мере приобретениянавыков, вверхпосклону (приветре 4–7 м/с). Необходимо помнить, что если дельтаплан начало переворачивать ветром, то не старайтесь его удержать с очень большим усилием, так как это может привести к поломке консолей, трапеции или обрыву тросов. Лучше дать ему возможность свободно перевернуться и подстраховать его от удара о стоящие сзади препятствия. В этом случае дельтаплан примет нагрузку толькоотсобственноговеса. Переносить дельтаплан нужно так, чтобы наветренный конец килевой балки был опущен вниз. Приэтомвозможныдваспособа – носомвнизиносомвверх (рис. 159). Рис. 159. Способыпереноскидельтаплана Дельтаплан необходимо всегда держать против ветра. Если ветер будет дуть под углом к осидельтаплана, товозможноегопереворачивание. На склоне при ветре более 7 м/с можно применять другой способ переноски. Тренирующийся берет дельтаплан, установленный против ветра, за носовые растяжки и дает ему такой угол атаки, чтобы дельтаплан «принял» свой вес. Другой тренирующийся спортсмен берется запоперечину врайонебоковогоузлаиустраняеткрены (рис. 160). Рис. 160. Переноска дельтаплана на склоне при ветре более 7 м/с Рис. 161. Переноска дельтаплана вдвоем в безветренную погоду Без ветра вдвоем дельтаплан лучше переносить следующим способом: один тренирующийся берется за ручку рулевой трапеции, а другой приподнимает и придерживает нос аппарата (рис. 161). Инструктор контролирует действия тренирующихся, обращая внимание спортсменов на ориентациюаппаратаотносительноветра. ВОПРОСЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙПОДГОТОВКИДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТОВ Дельтапланеризм ? красивый и эмоциональный вид спорта. Человек, распластав крылья, подобно птице парит в воздухе ? один на один со стихией, ощущая всем существом своим прелестьвысоты, ветравлицоипослушногоеговоледельтаплана. Но все это только первые впечатления. За кажущейся простотой скрывается огромный труд над собой и аппаратом, большое нервно-психическое напряжение, обусловленное управлением дельтапланом и выбором правильного решения в сложной ситуации. Рассчитывать можнотольконасвоисилы, знания, умениеиволю. Для того чтобы пилот не растерялся в сложной ситуации и умел владеть собой, необходимо заранее подготовить его к возможным неожиданностям. В этом и заключается весь смысл программы как летно-методической подготовки дельтапланериста, так и психологическойподготовкивчастности. Под психологической (или морально-психологической) подготовкой в широком смысле понимается формирование и активизация психики, обусловливающие успешное выполнение определенного вида труда, формирование умения использовать свои способности именно в даннойдеятельности. Большое значение для уменьшения нервного напряжения имеет психическое состояние пилота перед полетом, его внутренняя готовность, настроенность на полет, уверенность в своих силах, т. е. его психофизиологическая подготовленность, от которой зависит успех выпол нения полетного задания и безопасность полетов. Нервно-психическое напряжение в полете находится в прямой зависимости от характера полетного задания, условий полета, опыта пилота, егопсихическогосостоянияииндивидуально-психологическихособенностей. Важнейшим средством снижения нервно-психического напряжения является совершенствование летного мастерства. Как известно, напряженность возникает в начале обучения любому труду и уменьшается по мере выработки навыков. Вынужденно высокий темп деятельности вызывает и высокую напряженность, снизить которую можно лишь путем упрочения навыков. Отрицательно сказывается на психическом состоянии спортсмена излишняя спешка и суетливость. Перед каждым полетом пилот должен иметь время на своеобразную психологическую подготовку именно к данному полету ? внутренне собраться, сосредоточиться, продумать план полета и последовательность действий ? как бы включить стереотип навыков и умений, который выработался за время работы и обеспечивает безошибочное выполнение всех необходимых операций в определенной последовательности и в привычном темпе. Отсутствие времени на такую подготовку, вынужденное ускорение привычного темпа может привести к невыполнению некоторых операций, ошибкам, вызвать излишнюю эмоциональную напряженность. Известны, например, случаи взлета с непристегнутой подвесной системойилидажевообщебезнее (нанихприходитсядо 20% летныхпроисшествий). Задачаинструкторовируководителейдельтаклубов ? систематическиразъяснятьпилотам воздействие психического состояния на работоспособность организма, закономерности высшейнервнойдеятельностиприформированиилетныхнавыков. Естественно, что на настроение пилота сказываются и его семейные отношения. Отрицательные эмоции, вызванные различными ситуациями в семье, на работе, могут наложиться, суммироваться с нервно-психическим напряжением полета и привести к перенапряжению, «срыву» нервной системы. Поэтому важно правильно понимать и оценивать психическое состояниепилота, еговозможноевлияниенавыполнениеибезопасностьполета. Важнейшим условием обеспечения безопасности полетов является готовность пилота к действиям в особых случаях полета. Наиболее доступным методом формирования такой готовности, методом развития и тренировки необходимых качеств является моделирование аварийных ситуаций на тренажерах и их теоретический разбор. Наряду с этим большое значение имеет психологическая настроенность, внутренняя подготовленность к возможности аварийной ситуации, т. е. такое психическое состояние, при котором любая случайность не является совершеннонеожиданной. Бывают случаи, когда высокие летные способности у человека сочетаются с недостаточной самооценкой, некоторой легкомысленностью. Это может привести к тому, что после первых относительно легких успехов у таких людей снижается качество техники пилотирования, появляются неудачи. Однако возросшее самомнение не позволяет им правильно оценивать допущенные ошибки. Они обвиняют в них инструктора, подозревают товарищей в зависти, предвзятости. Возникает внутренний конфликт, в разрешении которого имеет важное значениеучетособенностейличности. Естественно, что каких-либо готовых рецептов на все случаи дать нельзя ? индивидуальныеособенностипотому иназываютсяиндивидуальными, чтоониу всехлюдейразличны. Дельтапланеристам свойственны как общие для всех советских людей чувства (чувство советского патриотизма, дружба, товарищество и т. п. ), так и специфические, связанные с выполнением полетов. К условиям, которые могут вызвать наиболее ярко выраженные эмоциональныепереживанияпилотоввполете, восновномотносятсяследующие: -полетывновых (незнакомых) условиях, например, первыестартысбольшойвысоты; -изменениеположениядельтапланапривыполнениифигурпилотажа; -вынужденновысокийтемпработыпринедостаткевремени; -полетипосадкавсложныхусловиях; -попаданиеваварийнуюситуациюит. д. Указанные ситуации могут вызвать у различных пилотов неодинаковые, иногда противоположные по характеру эмоции ? у одних неуверенность в себе и в благополучном исходе по лета, у других ? волевую активность и повышенную энергию. Опасность может вызвать у отдельных пилотов чувство страха, которое подавляет психическую деятельность человека, ослабляет его умственные и физические силы. Однако, как правило, опасность в полете у пилотоввызываетчувствовозбуждения. Это чувствоповышаетегожизненнуюэнергию, обостряет сообразительность и находчивость. Чем активнее пилот в опасной ситуации, тем слабее его переживанияитемчащеониспытываетвозбуждение. Одним из важнейших путей преодоления страха является активная и сознательная деятельность, направленная на выполнение задания. Полет на дельтаплане требует большого напряженияморальныхифизическихсил, предельнойконцентрацииволи. Человеку нужна воля для преодоления внешних и внутренних препятствий (таких как лень, усталость, ложныйстыд, ложноесамолюбие, инертностьит. д. ). Воля ? есть способность человека сознательно управлять своей деятельностью при достижении поставленной цели. Цель может быть далекой или близкой. Иногда для ее осуществленияможетпотребоватьсявсяжизнь. Необходимымиусловиямидлявоспитанияволиявляются: Первое ? формирование коммунистического мировоззрения и развития моральнополитических качеств. Воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать трудности можетлишьубежденныйчеловек, знающий, во имячего он это делает. Ясноепониманиецели зависитпреждевсегоотубежденийиотмировоззрения. Второе ? принятие только посильных, исполнимых решений и намерений, которые могут быть осуществлены. Пилот, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен критически относиться к каждому намерению. Нужно всегда помнить, что неисполнение решения ослабляетволю. Третье ? воспитание высокой самокритичности, под которой следует понимать привычку критически оценивать свои действия, осознавать их последствия. При отсутствии самокритичности пилот не может правильно реагировать на замечания, перестает сознавать свои недостатки, не умеет отказываться от неправильно начатых действий. Большая требовательностьксебеиокружающим ? одинизхарактерныхпризнаковволи. Четвертое ? постоянная тренировка в преодолении внутренних и внешних препятствий, строгое выполнение наставлений, соблюдение предполетного режима, физическое воспитание, тренировка воли при выполнении повседневных дел. Физическая подготовка и занятияспортомвомногомспособствуютзакаливаниюволи. Спорт делает человека выносливым, отважным, способствует выработке таких качеств, какнастойчивость, Дисциплинированность, самообладание, инициативностьисмелость. Каждый пилот должен сознательно работать над воспитанием своей воли. Нельзя пренебрегатьповседневнойчерновойработой, кажущейсянапервыйвзглядмаленькойинезаметной. Воля воспитывается не только в больших, но и в первую очередь в повседневных, будничныхделах. Деятельность пилота дельтаплана в полете находится в прямой зависимости от обстановки и происходящих в ней изменений. Например, скоротечность изменения обстановки приводит к тому, что пилот для наблюдения за ней располагает иногда чрезвычайно малым временем. Чтобы своевременно все видеть, слышать и грамотно в зависимости от обстановки на все реагировать (действовать), пилот должен уметь быстро и правильно переключать и распределять свое внимание, т. е. вести осмотрительность. Для этого внимание пилотам необходимо развивать. Первым условием для развития хорошего внимания является устойчивый интерес к полетамнадельтаплане. Всякоевниманиезависитотинтереса. Вторым условием для развития внимания является выработка у пилота умения заставить себя произвольно сосредоточивать внимание влюбой момент и на нужном объекте илидействиях. Пилотдолженстатьхозяиномсвоеговнимания. Третьим условием является выработка умения работать в неблагоприятных условиях. В этом случае пилот научится бороться с отвлекающими раздражениями, закалит свое внима ние. Четвертым условием является обучение пилота всегда работать внимательно, так как невнимательностьпорождаетрассеянность. Знание наземной, воздушной обстановки и метеорологических условий, постоянная готовность к неожиданностям, до автоматизма отработанный порядок распределения и переключения внимания, умение по вспомогательным признакам определить место появления препятствий, опасногоявления погоды – воткачества, которыедолжныпрививатьсяпилотам впроцессеобученияполетамнадельтаплане.


  

17.09.03
Hosted by uCoz